Теплоходы Маршруты Акции и скидки Оплата и доставка Контакты
Елабуга Яндекс.Погода

Свидетель истории

Статус города с 1780 года

В 2007 году Елабуга, расположенная на правом берегу Камы, там, где в неё впадает река Тойма, отметила своё 1000-летие. Город с пышностью отпраздновал столь почётную дату, ведь подобных «старожилов» на территории современной России немного. Но на самом деле это удивительное место человеческого обитания несравнимо старше.

Весной 1858 года в селе Ананьино, что в 11 км от Елабуги, было очень сильное половодье – Тойма разлилась так, что вымыла наиболее глубокие слои почвы, до которых раньше не доходила. Когда вода сошла, на поверхности выступил мёртвый город с останками домов, архитектурных сооружений, предметами быта и древнейшими скелетами. Открывшийся могильник обнаружил местный купец Иван Васильевич Шишкин, отец знаменитого русского художника Ивана Шишкина, и Пётр Владимирович Алабин, писатель, журналист, герой войны и государственный деятель.

Благодаря им совершилось великое открытие Ананьинской культуры – загадочной цивилизации Волжско-Камского региона конца IX—III вв. до н.э. Несмотря на достаточно богатый археологический материал ( характерные жилища и культовые погребения, керамика, железные и бронзовые изделия, выполненные в кавказских традициях, а также типичные скифские предметы), мы пока ничего не узнали о народе, жившем на этой территории. Возможно, что это были те самые «монголоидные агриппеи», о которых писал ещё Геродот. Но вот что практически не вызывает сомнений, так это то, что из Ананьинской цивилизации происходят предки современных коми и удмуртов на востоке и волжских финнов на западе.

Возраст современной Елабуги определяли лучшие учёные и археологи, кропотливо сопоставляя данные, полученные в результате археологических раскопок и прочих исследований. Они пришли к выводу, что первое городское поселение здесь сформировалось уже в X-XI вв. Это была Алабуга – город Волжской Булгарии, великой цивилизации, сметённой монголо-татарами. В XI-XII вв. в Алабуге появилась чудесная белокаменная мечеть, построенная по образцу мечетей тунисского Суса и иракского Багдада. Она частично сохранилась до наших дней, и представляет собой редчайший экземпляр булгарской архитектуры домонгольского периода.

Рядом с Елабугой находится ещё одна археологическая загадка в виде останков квадратной цитадели с четырьмя башнями. Это – Елабужское (Чёртово) городище. Считается, что крепость построил какой-то богатый человек то ли из финно-угров, то ли из булгар. Сложена она была из крупных неотёсанных камней, так что до XIX века дожила только одна башня – остальное местные жители растащили на строительный материал. Башню они трогать боялись, и, наверное, не зря. Ещё Александр Радищев, возвращаясь из ссылки за свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», и проезжая через Елабугу, сделал любопытную запись в дневнике. По местным преданиям, башню эту возвёл сам дьявол, и тот, кто покушался на неё, обязательно получал физическое увечье.

К сожалению, башня разрушилась от времени, но в 1867 году Иван Васильевич Шишкин сумел восстановить её на старом фундаменте и покрыть железом. Сегодня Чёртова башня – это символ Елабуги и главная туристическая достопримечательность.

Впрочем, «приманок» для туристов в Елабуге очень много! После  взятия Казани, на месте заброшенного булгарского города появилось русское село Трёхсвятское. Со временем оно стало городом, а в XIX веке наступил его расцвет. Елабуга превратилась в богатейший купеческий город, и сегодняшняя прогулка по ней доставляет небывалое наслаждение в архитектурном плане.

А ещё Елабуга была центром благотворительности. Здесь жили купцы и промышленники Ушковы, владевшие одним из лучших химических заводов в России, и купцы Стахеевы, породнившиеся со знаменитыми Шишкиными. Они были монополистами всего хлебного рынка Прикамья,  миллионерами, коллекционерами и основателями благотворительного комитета с капиталом в 2 миллиона рублей. Средства этого комитета направлялись исключительно на помощь людям.

Достаточно пройтись по Елабуге, чтобы увидеть их добрые дела воочию. Одна из доминант города -- здание Епархиального женского училища, в котором сегодня находится структурное подразделение Казанского университета, построено на средства Стахеевых. Никольская церковь, --украшение Набережной улицы, которая, правда, прекрасна сама по себе, поскольку идёт вдоль высокого склона реки Тоймы, также построена на их деньги. Они же основали Казанско-Богородицкий женский монастырь. Во многом благодаря их участию был создан и крупнейший в городе Кафедральный Собор во имя Спаса Нерукотворного образа. Его расписывали известнейшие художники того времени, с которыми были лично знакомы и Шишкины и Стахеевы: Осокин, братья Верещагины, Бруни. В благотворительности участвовали и другие купцы, поэтому Елабуга одной из первых в России была освещена электричеством и снабжена доступным для всех водопроводом.

Щедрость миллионеров не прошла бесследно, и советская власть после 1917 года устанавливалась в Елабуге с очень большим трудом. Купеческие роды были разорены, и на долгий период Елабуга приобрела трагический образ. Здесь был расстрелян вместе с семьёй протоиерей Кафедрального собора Дернов, покончила с собой Марина Цветаева, в елабужском лагере НКВД умер немецкий военный врач Курт Ройбер, автор знаменитой «Сталинградской мадонны», символа горя и страха войны.

Но сегодня Елабуга полностью оправилась от былых потрясений и предстаёт перед нами городом потрясающей красоты и завершённой архитектурной гармонии. В ней можно исследовать всю историю рода человеческого и непрерывно восхищаться величием природы и мощью обеих рек. Елабуга, этот «свидетель истории» снова молода и готова радоваться жизни.



Ближайшие круизы