Маршруты Теплоходы Специальные предложения Круизы выходного дня Мои заказы
Повенец Яндекс.Погода

Город альтернативной истории

Первое письменное упоминание – 1563 год.

Современный Повенец – это посёлок городского типа, расположенный на берегу Повенецкого залива Онежского озера. Он очень тихий – всего лишь 2000 жителей. Говорят, что посёлок законсервировался и теперь практически не меняется. Но еще совсем недавно Повенец был шумным городом и местом, где вершилась история.

Первое поселение на территории Повенца относится к эпохе мезолита. Район вокруг посёлка буквально переполнен крупнейшими археологическими памятниками Карелии: здесь находят материальные свидетельства того, как медленно отступал ледник, как возвращались люди, как они устанавливали торговые связи с соседями и осваивали новые промыслы.

О Карелии также известно, что она достаточно быстро попала в зону интересов Великого Новгорода, и уже как минимум с XI века сюда начинают активно переселяться славяне. О Повенце, впрочем, впервые говорится в 1563 году, когда делается имущественное описание Обонежской пятины – административной единицы Новгородской земли.

Впрочем, местные исследователи утверждают, что село существовало уже в середине XV века, о чём говорит купчая Вяжицкого монастыря 1465 года. Вообще местные историки – это особая группа интеллектуалов, которая с большим энтузиазмом изучает прошлое Карельского края.

Так или иначе, но в XVI веке село действительно расширилось, здесь появились соляные амбары и лавки, закипела торговля. По мере развития Соловецкого монастыря – главной обители в округе, через Повенец стали проходить паломники. Эта «тропа богомольцев» XV-XVII веков оказала самое положительное влияние на село, которое вскоре начинает именоваться «Повенецкий Рядок». Теперь он служит торговым и перевалочным пунктом из Поморья в Новгород.

Во времена Петра I Повенец снова становится ареной истории и своеобразным «участником» Северной войны. Считается, что именно он был последним пунктом «Осударевой дороги» - того самого сухопутного волока, которым в 1702 году в Онежское озеро за восемь дней были доставлены военные корабли. С их помощью русская флотилия взяла шведские крепости Кексгольм и Нотебург. Правда, местные историки имеют и на этот счёт собственное мнение: они считают, что в 1702 году по Осударевой дороге просто прошло войско, а вот в 1703 году волоком действительно протащили два небольших «буяра» - одномачтовых судна. И что это был подарок от голландских купцов.

Вскоре Пётр I основал в Повенце чугунный завод, который должен был снабжать молодой российский флот пушками и прочим оружием, изготовленным исключительно из местной руды. Завод проработал всего лишь 33 года, но снова дал значительный толчок к развитию села. По своей значимости оно даже соперничало с Петрозаводском.

В 1782 году Повенец получил статус уездного города, правда, затем снова стал посадом, но в 1802 году снова стал городом. XIX век принято считать расцветом Повенца, в котором появился регулярный план застройки с идеально прямые улицами. Они до сих пор поражают воображение туристов. Дома вдоль них застраивались из камня, а не дерева. Правда, общее состояние оставляло желать лучшего, и бедность местного населения сильно бросалась в глаза путешественникам.

Наступивший XX век оказался не менее тяжёлым. Последствия революции были жестокими – пришли в запустение или исчезли почти все церкви, которые являлись единственными архитектурными памятниками, а сам город лишился своего уездного статуса.

Новый виток промышленного развития Повенец получил при строительстве Беломоро-Балтийского канала, но он же стал и самой страшной вехой человеческой истории. Здесь погибли многие узники, вынужденные в нечеловеческих условиях обслуживать эту великую стройку, и здесь же, согласно некоторым документам, проходили расстрелы политических врагов новой власти. Тем не менее, именно в Повенце теперь находится вход в этот канал, а местной достопримечательностью по праву считается знаменитая «Повенчанская лестница» из семи шлюзов.

Великая Отечественная война стала новым испытанием – село пострадало от ожесточённых боёв, а отходящие войска Красной Армии взорвали плотину, которая смыла город. Хотя здесь снова подключаются местные историки, которые истово спорят с общепринятым мнением, будто бы современный Повенец строился заново. Они уверены, что дома были сильно подтоплены, но не разрушены, а выпущенный поток просто ушёл в Онежское озеро.

Несмотря на многие утраты бывшего уездного Повенца, его стоит посетить обязательно. В посёлке имеется уникальный музей Беломоро-Балтийского канала, в котором хранятся архивные документы и тайны этого грандиозного искусственного русла. И, конечно же, надо побывать на одном из действующих шлюзов, которые примыкают к Повенцу. Однако стоит помнить, что это по-прежнему строго охраняемый объект и не пытаться сфотографировать его для истории. Даже альтернативной.


Ближайшие круизы

Даты Дней Маршрут
25.06.2018-08.07.2018 14 Москва (СРВ) - Углич - Горицы - Мандроги - Валаам - Сортавала - Санкт-Петербург (Соляной причал) - Лодейное поле (Свирьстрой) - Повенец (Медвежьегорск) - Кижи - Кузино - Мышкин - Москва (СРВ) c 25 июня по 08 июля Подробнее Список кают
02.07.2018-08.07.2018 7 Санкт-Петербург (Соляной причал) - Лодейное поле (Свирьстрой) - Повенец (Медвежьегорск) - Кижи - Кузино - Мышкин - Москва (СРВ) c 02 июля по 08 июля Подробнее Список кают
04.07.2018-19.07.2018 16 Москва (СРВ) - Углич - Кижи - Повенец (Соловецкие острова) - Валаам - Санкт-Петербург (Соляной причал) - Лодейное поле (Мандроги) - Мышкин - Москва (СРВ) c 04 июля по 19 июля Подробнее Список кают
09.07.2018-21.07.2018 13 Москва (СРВ) - Углич - Горицы - Мандроги - Валаам - Сортавала - Санкт-Петербург (Соляной причал) - Лодейное поле (Свирьстрой) - Повенец (Медвежьегорск) - Кижи - Кузино - Мышкин - Москва (СРВ) c 09 июля по 21 июля Подробнее Список кают
15.07.2018-21.07.2018 7 Санкт-Петербург (Соляной причал) - Лодейное поле (Свирьстрой) - Повенец (Медвежьегорск) - Кижи - Кузино - Мышкин - Москва (СРВ) c 15 июля по 21 июля Подробнее Список кают