Теплоходы Маршруты Акции и скидки Оплата и доставка Контакты

Лодейное поле

Лодейное поле Яндекс.Погода

Под покровительством Петра I

Статус города с 1785 года

История Лодейного поля неотделима от времени  Петра I и рождения русского флота. Намереваясь воевать с Турцией за Чёрное море, царь Пётр попытался создать первые корабли близ Воронежа еще в конце XVII века, но во всём потерпел неудачу. Энергичный правитель не отказался от своей мечты и, получив блестящую подготовку в Голландии и Англии, в начале XVIII века завоевал выход в Балтику.

Теперь центром судостроения стал укреплённый Архангельск, куда Пётр пригласил лучших специалистов. Наравне с иностранцами там работали и русские мастера. Они плохо владели пилой, зато виртуозно использовали топор, ведь на протяжении многих столетий русские умельцы строили собственные корабли – ладьи.

В 1702 году царь Пётр основал верфи на реке Свирь. Его привлекли сюда сосновые леса и местные плотники-корабельщики из местечка Лодейное поле. Они и составили основной костяк рабочих на новой Олонецкой верфи, просуществовавшей до 1829 года. Царь лично руководил постройкой судов, он жил в обычном доме и трудился наравне с простыми людьми.  

В 1703 году на Олонецкой верфи появился фрегат  «Штандарт» длиною 24 метра, оснащённый многочисленными пушками. Он стал первым кораблём Балтийского флота, и командование им принял скромный плотник Пётр Михайлов – будущий император Пётр I. «Штандарт» блестяще проявил себя в Северной войне, а в XIX веке на воду здесь сошёл военный парусный шлюп «Мирный», покоривший Антарктиду.

Верфь послужила центром притяжения, и в 1785 году разросшемуся поселению кораблестроителей (за один только год при Петре сюда прибыло около 10 000 человек) были присвоены статус города и имя – Лодейное поле. Вскоре был дарован и герб с изображением корабля под императорским штандартом. Это было признанием того, что мощный флот российской империи зародился именно здесь.

Впрочем, Лодейное поле так и не стало крупным городом, а после закрытия верфи его население и вовсе уменьшилось в два раза. На начало XX века там было только три каменных здания, и от былой славы кораблестроителей осталась лишь стела на месте домика Петра I, установленная в 1832 году, да церковь Петра и Павла, освящённая в 1843 году. В 1917 году здесь заработала Олонецкая железная дорога, которая немного взбудоражила местную жизнь.

XX век стал для Лодейного поля тяжёлым испытанием. В 30-е годы в 20 километрах от города появился нечеловеческий Свирьлаг, расположенный в древнем монастыре, а более 200 местных жителей, работавших на железной дороге,  обвинили в измене и расстреляли.  В Великую Отечественную войну город вновь послужил Петру I – на протяжении трёх лет он находился на передовой линии, защищая «Дорогу жизни», единственный путь к  блокадному Ленинграду. От частых обстрелов пострадала церковь Петра и Павла, которая была целиком разобрана в 60-е годы. Лишь по счастливой случайности осталась цела памятная стела.

Но всё проходит, и сегодня Лодейное поле – это красивый и тихий город, который скромно молчит о своих великих достижениях.  Память о них хранится в уникальном историко-краеведческом музее и парке-мемориале «Свирская победа». И, конечно же, славу  этого места хранит восстановленный Александро-Свирский монастырь с памятниками архитектуры XVI-XX веков.



Ближайшие круизы